Композиция

 

У фотографа должны развиваться и совершенствоваться всего три навыка: навык владения камерой, навык управления светом и навык управления объектами съемки. Первые два навыка в большей степени отвечают за технику исполнения Ваших снимков, а третий – в большей степени за художественную часть фотографии. 

Заглянув в словарь, в поисках определения слова «Композиция», скорее всего Вы найдете жутко запутанную фразу, типа:

Композиция – это важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, раскрывающий весь замысел художника и т.д.

Те, кто сразу понял, о чем речь – счастливчики! Я, не претендуя на такие высокие материи, обычно определяю слово «композиция» как «содержание и порядок». Определение не во всем раскрывает смысл слова «композиция», зато воспринимается более дружелюбно.

Если Вам в ресторане принесли салат, то для Вас, скорее всего, важны следующие моменты: из чего сделан салат (ингредиенты), пропорции ингредиентов, как мелко или крупно они порезаны, как выглядит салат (цвета, форма кусочков, порядок или беспорядок оформления, форма и цвет тарелки, и другие моменты). Важно все, что делает его вкусным и красивым. В фотографии значимо, что изображено и как изображено.

Композиция в фотографии складывается из отдельных законов и приемов, которые относительно просты для понимания. Здесь они будут изложены кратко и не все, так что я советую дополнительно почитать о композиции пару-тройку книжек.

 

Законы композиции 

Закон целостности – это объединение всех элементов, изображенных на фотографии в единое целое. На фото не должно быть лишних элементов, а составляющие элементы объединены замыслом фотографа. Лишние элементы удаляем в тень или за границы кадра. Ни один из значимых элементов нельзя удалить – потеряем замысел. Отдельно каждый элемент имеет гораздо меньшую значимость, чем весь набор и расположение значимых элементов в целом. 

Закон контрастов – это закон сочетания противоположностей в единое целое. Сочетание света и тени, противоположных цветов, плавных и резких форм, больших и малых размеров, роскоши и бедности, веселого и грустного и т.д. Элемент имеет большую ценность в паре со своей противоположностью, этим подчеркивается его суть.

Закон новизны – это значит создавать что-то неповторимое, непохожее на существующие работы других авторов: образ, форма, одежда, замысел, средства или техника реализации и т.д. Создать что-то новое не просто, но этому можно научиться.

Закон подчиненности касается передачи замысла фотографа через составляющие фотографии: формы, линии, тона, цвета и т.д. Он вытекает из закона целостности, но назначением каждого составляющего элемента является не только создание взаимного равновесия между объектами, а еще и раскрытие замысла, что хочет этим сказать фотограф. Закон жизненности – это добавление в снимок динамики «реального времени». Начиная от смазывания быстродвижущихся объектов и заканчивая историей, которую может рассказать о снимке зритель: что происходило до создания снимка, и что произойдет через мгновение.

Закон воздействия рамы – определяет разницу в восприятии объектов в зависимости от их расположения на снимке, связанную с тем, что снимок имеет границы, где изображение заканчивается (как если бы мы на реальный мир смотрели через окно). Чем объект ближе к краям кадра, тем он может казаться ближе к зрителю, чем ближе к центру – тем дальше. Обрезанную на краю кадра часть объекта зритель восстанавливает в своем воображении. Объекты, находящиеся в верхней части кадра, могут казаться летящими, а в нижней – неподвижными и т.д. Закон объединяет в себе правила восприятия пространства, которые частично будут раскрыты на примерах. 

Незнание и непонимание этих законов не означает, что Вы не способны делать хорошие снимки. Глядя сквозь объектив фотокамеры, мы часто сомневаемся, приближаемся, удаляемся от объекта съемки, ищем нужный ракурс. Но момент, когда все законы композиции соблюдены, пропустить невозможно. Мы всегда его интуитивно чувствуем и видим и делаем снимок. Знание и использование законов композиции лишь облегчает нам жизнь.

Если что-то не так с Вашей фотографией – проанализируйте снимок на предмет нарушения законов композиции, наверняка не так сложно будет найти основные ошибки.

 

Приемы композиции 

Если соблюдение законов композиции – это необходимый минимум для получения достойного результата, то использование приемов композиции – следующий шаг на пути к успеху Ваших снимков. Приемы подсказывают зрителю последовательность просмотра отдельных элементов фотографии, что-то помогают объединить в целое, а что-то разделить, отметить главное и приглушить второстепенное.

Ритм – это самое распространенное организующее начало в природе и творчестве, которое проявляется через периодическое повторение того или иного элемента: чередование предметов, форм, света и тени, противоположных цветов и т.д. Ритм можно использовать бессмысленно, в качестве эстетической составляющей. С помощью ритма можно выразительно подчеркнуть глубину пространства, например, периодические элементы с удалением от камеры все больше уменьшаются или размываются. Так же с помощью ритма можно расставлять акценты, подводя зрителя к композиционному центру.

Ритм в фотографии

Ритм в фотографии

 

Центр композиции. Суть приема – подчеркнуть и выделить главный элемент композиции. Выделить контрастом, светом, цветом, размерами и т.д. Центр композиции всегда один, вспомогательные элементы его дополняют и одновременно делают центром. Особенностью человеческого зрения является рассматривание объектов по очереди: пока мы смотрим на один объект, мы временно не замечаем остальные. Выделяя главное, мы заставляем зрителя, рассматривающего все объекты по очереди, многократно возвращаться к выделенному объекту. Центр композиции может и не быть в геометрическом центре фотографии, при этом общее равновесие (цветовя, светотеневая и смысловая заполненность) компенсируется расположением второстепенных объектов. 

Выделение центра композиции светом (объект светлее) или цветом (теплый объект на холодном фоне)

Выделение центра композиции светом (объект светлее) или цветом (теплый объект на холодном фоне)

 

Симметрия. Суть приема – создание относительно симметричного окружения вокруг объекта (центра композиции), либо изобразить сам объект симметричным. Такое построение сцены заставляет дольше рассматривать фотографию и чаще взглядом возвращаться в центр симметрии, где и находится самое главное. Центр симметрии чаще всего совпадает с геометрическим центром фотографии. Симметричные фотографии наиболее устойчивы, статичны и уравновешены.

Ассиметрия наоборот, наполняет динамикой снимок. В асимметричных композициях проще выразить жизнь, движение, время, но их сложнее уравновесить.

Линии. Контрастные границы объектов воспринимаются как линии, по которым скользит взгляд зрителя. Приемов использования линий существует много, все они основаны на специфике работы зрения. Например, вертикальные линии в кадре вытягивают объект по вертикали, горизонтальные дают устойчивость и равновесие, диагональные добавляют динамики. Задача максимум: с помощью линий добиться определенного алгоритма рассматривания фотографии с многократным возвращением к центру композиции.

Движение объектов лучше показывать слева направо. Мы так привыкли читать, и именно слева направо в нашем восприятии происходит ускорение. Торможение лучше показывать справа налево. Перед движущимся объектом обычно оставляют несколько больше свободного пространства.

Список приемов можно продолжать, я отметил только основные. Эти и другие приемы будут рассмотрены в практических примерах. Наверняка с опытом Вы найдете несколько уникальных приемов, которые станут вашим индивидуальным почерком в фотографии.

 

Открыт весенний набор в группы от 2 до 4 человек на комплексный курс обучения фотографии 

Подробности курса в "Товарах" группы ВК или по телефону: 89068628459