Цвет

 

С одной стороны управление цветом относится к приемам композиции, с другой стороны – цвет заслуживает подробного рассмотрения в отдельной главе. Здесь мы рассматриваем цвет, как сложившуюся в данных условиях характеристику объекта съемки. О цвете света мы уже поговорили, и помним, что цвет света добавляется к цвету объекта, и если температура и оттенок света существенно отличается от белого – цвет света вычитается при обработке изображения. То есть фактически нам важен цвет объекта на фотографии, но не забываем, из чего он складывается и вычитается.

Цвет – это субъективно воспринимаемая характеристика, каждый из нас цвет видит и воспринимает по-своему. Один и тот же цвет может так же вызывать несколько разные эмоции и настроение у разных людей. Однако все это не мешает определить очень глубокие и математически точные закономерности, которые нам предстоит использовать при работе с цветом.

 

Хроматические и ахроматические цвета и их характеристики 

Хроматические цвета – это все цветные цвета, а ахроматические цвета бесцветны – черный, белый и вся палитра серого. Черно-белая фотография состоит из ахроматических цветов. Ахроматические цвета имеют только одну характеристику – яркость (ее еще называют светлотой). Понятие контраст к ахроматическим цветам применимо только как характеристика разных по яркости (светлоте) участков изображения (ахроматический контраст).

Хроматические цвета имеют цветовой тон, светлоту и насыщенность. В связи с этим, помимо понятия ахроматического контраста, к цветным изображениям применимо понятие цветового контраста, как взаимодействие разных цветовых тонов.

Светлота – это попросту яркость. Это близость к белому. Светлее или темнее – это как раз речь о светлоте.

Цветовой тон – это соответствие цвета подобному цвету из области спектра солнечного света. Его некоторые называют оттенком цвета, что тоже правильно. Красный, зеленый, оранжевый – это все цветовой тон. Светло-зеленый – это уже цветовой тон с учетом светлоты.

Насыщенность – это чистота цветового тона, его сочность и глубина. Спектр солнечного света состоит только из насыщенных цветов. Чем более похожим на соответствующий ему в спектре будет цвет, тем он более насыщен. Чем больше цвет похож на ахроматической (чем больше в нем серости), тем меньше его насыщенность.

Надо четко понимать, что только сумма всех насыщенных цветов спектра образует белый цвет. Если мы используем лишь один насыщенный цвет, то он всегда будет темнее белого. Наиболее ярким является насыщенный желтый цвет, наиболее темным – насыщенный синий. Насыщенные цвета становятся ярче (светлее) только путем разбавления белым светом, при этом насыщенность быстро снижается. Этим объясняется невозможность на фотографии «так же как в жизни» отобразить некоторые искусственные источники света, например огни ночного клуба или архитектурную подсветку зданий.

 

Цифровая формула цвета 

Цвета, которые мы видим с монитора, созданы свечением красных, зеленых и синих мелких точек. Если белый свет монитора разложить на спектр, то мы обнаружим всего три цвета, с помощью которых, однако строятся вполне реалистичные изображения, в том числе изображение спектра солнечного света. Такому принципу создания цвета соответствует цветовая модель RGB (по трем цветам: red, green, blue), в которой, кстати, происходит создание и обработка изображения в цифровой камере и в графическом редакторе.

Принцип RGB довольно прост: каждому цвету соответствует канал, три канала R, G и B. Каждый пиксель изображения несет в себе значение каждого из каналов в диапазоне от 0 до 255, например: насыщенный красный цвет будет: R=255 G=0 B=0, насыщенный зеленый: R=0 G=255 B=0, черный: R=0 G=0 B=0, белый: R=255 G=255 B=255. Чем больше, к примеру, значение синего канала, тем больше вклад синего цвета в цвет нашего пикселя. Ахроматические цвета в модели RGB содержат равные значения всех трех каналов, например R=127 G=127 B=127 – серый цвет средней яркости.

 

Цветовой круг 

 

В качестве модели, описывающей взаимосвязь разных цветов, существует цветовой круг:

Цветовой круг

Цветовой круг

 

Если говорить о цветовом контрасте, то тут все просто: используйте в композиции цвета, лежащие напротив друг друга, они и являются противоположными, и будет Вам цветовой контраст.

Но хроматические цвета гораздо более функциональны в композиции, чем ахроматические. Высокий ахроматический контраст только разделяет объекты, в зонах низкого ахроматического контраста объекты попросту теряются. А с помощью цвета можно как разделять объекты (высокий цветовой и ахроматический контраст, противоположные цвета объектов), так и объединять (высокий ахроматический, низкий цветовой контраст, близкие цвета объектов).

 

Объединение и выделение объектов с помощью цвета 

Выделение цветовым контрастом – чтобы подчеркнуть один цвет, необходимо рядом с ним добавить противоположный по тону, например, красное яблоко наиболее выразительно будет смотреться на зеленом фоне, синий цвет глаз визажист подчеркнет коричневыми тенями и т.д. Если Вы что-то собираетесь сделать главным – определите его цвет, найдите противоположный и используйте для создания цветового контраста.

Однотоновое объединение – суть в гармоничном, сочетании цветов одного тона и разной насыщенности и яркости. Такие элементы композиции сразу же хочется сравнить и понять, что между ними общего, кроме цветового тона? Родственное объединение – это сочетание близких по тону цветов, с преобладанием одного из четырех главных цветов спектра: красный, синий, желтый, зеленый. Например, красный и красно-желтый в разной насыщенности и яркости. Но никак не красный и желтый – они недостаточно близки для объединения и не настолько контрастны для выделения. Все это сказано для двух цветов, а что если цветов больше? Для этого можно сочетать и противопоставлять цвета не только ближайшие и противоположные, но и лежащие на вершинах вписанного в круг треугольника, квадрата или прямоугольника. 

 

Цветовая гармония природы 

Природа никогда не ошибается с выбором цветов. Она всегда правильно выделяет и объединяет элементы, которые порождает. Однако если Вы заметили, в разное время года в природе присутствуют разные цвета и их сочетания. Весной нас окружают яркие краски: сочная желто-зеленая трава и деревья, ярко-желтые одуванчики, оттенки сирени и цветов других растений. Летом цвет зелени не такой насыщенный, он выгорает на солнце до сине-зеленого оттенка, как будто во все цвета добавили немного голубого цвета. Осень: цвета урожая и опавшей листвы – доминирует красный тон. Зимой преобладают чистые и холодные цвета. В итоге каждому времени года сопоставлен один из главных цветов спектра: желтый – весне, зеленый – лету, красный – осени и синий – зиме.

Если Вы снимаете только природу – вряд ли Вам удастся что-то перепутать, если только Вы умеете правильно решать задачу переноса цветов природы на фотографию. Если мы фотографируем человека на природе – приходится учитывать соответствие как минимум цвета его одежды с цветами окружения, как максимум – макияж и цветотип человека. По цветотипу, как ни странно, люди тоже делятся по временам года, хотя и не всегда однозначно (бывают и смешанные цветотипы). Цвет кожи, волос, глаз, губ – все это анализируется и определяется цветотип. Об этом спросите у визажиста.

 

Психологическое воздействие цвета 

Каждый цвет в отдельности или в сочетании с другими цветами может оказывать то или иное воздействие на зрителя, а может и не оказывать, в зависимости от того, где и в каком количестве он использован. В любом случае, цвета и сочетания цветов при грамотном использовании могут помочь создать определенное чувство и настроение. 

Например, черный цвет в большом количестве может вызвать чувство тяжести, таинственности, загадочности, страха, в ритмичном сочетании с желтым – опасность (окрас пчелы). Белый цвет вызывает противоположные чувства. Красный цвет в большом количестве агрессивен, в малом количестве поддерживает тему динамики, радости, любви. Оранжевый – веселый и сладкий, желтый – цвет радости, зеленый – цвет тоски и спокойствия, голубой – цвет мечты и т.д. Только не надо все это зазубривать, воспринимать на веру и использовать или бояться использовать. Воздействие цветов Вам самостоятельно придется анализировать на своих работах и работах других авторов прежде, чем Вы овладеете этим искусством.

 

 

Открыт весенний набор в группы от 2 до 4 человек на комплексный курс обучения фотографии 

Подробности курса в "Товарах" группы ВК или по телефону: 89068628459