Обработка фотографий

 

К сожалению, не всякий созданный камерой снимок на 100% совпадает с нашим желаемым результатом. Даже если от идеала его отделяет всего 1%, было бы неправильным отказаться от использования инструмента, наделенного возможностью исправлять ошибки съемки. Более того, любое изображение, прежде чем оно будет как-то использовано (напечатано, опубликовано в интернете или презентации и т.д.), обязательно проходит специальную подготовку, имеющею свои особенности. Первый этап обработки достается RAW-конвертеру, второй – графическому редактору. Я отдаю предпочтение программе «два в одном» – Adobe Photoshop. Другие графические редакторы и RAW-конвертеры могут иметь некоторые преимущества, однако, взвесив весь функционал, производительность, доступность обучающих материалов и прочие нюансы, мой выбор оказался именно таким.

 

RAW-конвертер 

RAW-конвертер – это «проявитель» наших фотографий. Все, что необходимо сделать с фотографией в целом: осветлить, затемнить, добавить контраст, коррекция баланса белого, насыщенности цветов и т.д. – все это лучше сделать именно здесь, поскольку здесь это происходит с минимальными потерями качества изображения. Знакомство с RAW-конвертером будет кратким. Возможности программы, которые я использую менее чем в 1% случаев, мы пропустим.

Итак, открываем Adobe Photoshop и перетаскиваем в окно программы один или несколько (лучше не более 100) RAW-файлов, после чего появляется окно Camera RAW:

Изображение первой вкладки окна Camera RAW

Изображение первой вкладки окна Camera RAW

Скорее всего, в этом окне на первой основной вкладке Вы найдете все необходимые инструменты коррекции. 

Сверху расположена панель инструментов, из которой нам, скорее всего, понадобится только пипетка «Баланс белого» и «Рамка» - инструмент обрезки изображения. В правом верхнем углу расположена гистограмма нашего изображения, в верхних углах гистограммы расположены две неприметные кнопочки, отображающие (или нет) на нашей фотографии зоны потери светов (красные пятна) и теней (синие пятна). Ниже гистограммы расположена панель вкладок (мы находимся на первой, остальные рассмотрим позже). Ниже описаны основные настройки изображения, в скобках – варианты названия, которые могут отличаться в разных версиях.

Баланс белого. Можно выбрать из списка, но лучше взять инструмент «Пипетку ББ» и кликнуть на белом или сером объекте (который в жизни имеет ахроматический цвет). Избегайте кликов по слишком светлым или темным частям фотографии. Тут же цвет фотографии изменится, и баланс белого придет более-менее в норму. Если результат Вас не устроил, переходим к ручной регулировке. Если это протрет – в первую очередь обращаем внимание на естественный цвет кожи:

Температура – смещаем баланс в теплую или холодную сторону (больше желтого или больше синего) Оттенок – вот тут двигаем аккуратнее, есть шанс напутать, и не понять в чем дело. Трогаем только в случае, если недостаточно было коррекции температуры. Обычно требует подстройки, если сложное освещение или объект окружают цветные предметы.

Экспонирование (экспозиция) – самый важный движок настройки. Делает весь снимок светлее или темнее. В первую очередь используем именно эту настройку, чтобы в будущем оценивать состояние теней и светов. Увеличение значения экспозиции смещает в светлую сторону как самые светлые, так и самые темные пиксели изображения.

Контрастность (контраст) – отвечает за общий контраст снимка, обычно я его добавляю +25 и больше, насколько позволяют детали изображения. На высоких значениях контраста, если на фотографии человек, кожа может казаться грубой и неестественного цвета, так что используем в меру. Увеличение значения контраста темные пиксели делает еще темнее, а светлые – еще светлее.

Света (экспокоррекция) – эта настройка касается в основном управлением бликами – пересвеченными участками изображения. К примеру, если на лбу модели мы получили белое пятно (блик), текстуру кожи можно до определенной степени восстановить. Восстанавливая блики, темнее становятся только светлые пиксели изображения, текстура кожи восстанавливается «из глубины RAWа», при съемке в формате JPG или TIF текстура была бы безвозвратно потеряна. Тени (заполняющий свет) – движок используется, чтобы «поднять» тени, сделать более заметными детали в тенях, как это делает заполняющий свет. Осветляются только темные пиксели изображения.

Белые – добавляет или снижает контраст в светах.

Затемнение – добавляет или снижает контраст в тенях.

Четкость – лучше не трогаем. Размывает границы объектов или делает их более четкими (контрастными), путем дорисовки темных или светлых ореолов. Можно использовать на фрагментах изображения, но чтобы полностью – никогда.

Насыщенность. Увеличивая значение, параметр делает все цвета изображения более насыщенными. Уменьшая значение до минимума, получаем черно-белое изображение.

Красочность. Управляет насыщенностью малонасыщенных цветов, не затрагивая уже насыщенные цвета. Более корректно, чем насыщенность, работает с цветом кожи.

Остальные вкладки просто полистаем с кратким описанием:

Тоновая кривая. Управление контрастом изображения в светах, светлых и темных тонах и тенях (в том числе отдельно по цветовым каналам). Чем круче наклон кривой, тем выше контраст. Умоляю, поначалу не крутить без полного контроля и понимания, если изменять эти параметры, то очень незначительно.

Детализация. Регулировка резкости – лучше пусть изображение будет чуть размытым, эффект максимум поднимаем до 25. Уменьшение шума – можно использовать для шумных фотографий, но лучше оставить немного шума, чем получить размазанное изображение. Все настройки лучше делать при 100%-ном масштабе изображения (1:1, актуальные пиксели). HSL / Градации серого. Используется для тонкой настройки цветов или построения черно-белого изображения. С цветами напутать можно запросто, используем для получения конкретных цветов и аккуратно.

Разбиение тонов. Тонирование, как правило, обесцвеченного (черно-белого) изображения с возможностью света окрасить в один цвет, а тени – в другой. Не пользуюсь.

Коррекция дисторсии. Вкладка для устранения недостатков объектива. Обычно все недостатки устраняются автоматически, если RAW-файл содержит информацию о модели объектива, но кое-что можно покрутить вручную. Использую на старых объективах.

Эффекты – относительно реалистичный эффект зернистой фотопленки. Не использую.

Калибровка камеры – набор цветовых профилей разных фотокамер и ручная регулировка. Мне ни разу не пригодилась.

Наборы – позволяет сохранить значения сделанных Вами корректировок полностью или частично в файл стиля, который можно в будущем быстро применить к другим RAW-файлам. Иногда бывает полезным.

Снимки экрана – позволяет сохранять настройки изображения на разных этапах, чтобы потом удобнее было сравнить и выбрать. Полезно, если корректировок много, и взгляд «замыливается».

С вкладками – всё. 

Ниже находится кнопка «Готово» – при нажатии окно закрывается и в той же папке, где сохранен RAW-файл, записывается маленький файл с тем же именем и расширением XMP, который содержит выполненные настройки и при следующем открытии файла их восстановит.

Кнопка «Сохранить изображение (изображения)» – открывает диалог, в котором можно выбрать папку для сохранения откорректированных (выделенных) изображений и выбрать тип создаваемого файла (JPG, TIFF).

В нижней части окна по центру есть очень полезная ссылка-кнопка, она открывает диалоговое окно, в котором можно назначить цветовой профиль, глубину цвета и уменьшить или увеличить размер создаваемого изображения. Если Ваша фотография публикуется в интернете, следует назначить цветовой профиль sRGB IEC61966-2.1, чтобы цвета опубликованного изображения совпадали с цветами, которые Вы видите в графическом редакторе и при просмотре сохраненного на Вашем компьютере изображения. Для тщательного редактирования будет полезен профиль Adobe RGB (1998). О профилях читайте дополнительную литературу. Глубина цвета по умолчанию составляет 8 бит на канал (значения от 0 до 255). Изображения с глубиной цвета 16 бит на канал используются для печати на некоторых машинах, а так же для уменьшения потери качества при обработке в графическом редакторе, поначалу Вам это, скорее всего, не пригодится.

Каждый из параметров настройки воздействует как на одно изображение, так и на выделенную группу изображений (при этом другие параметры не меняются). К примеру, Вы сделали 20 фотографий, не меняя условия освещения, изменяя только компоновку кадра и с разной экспозицией. В этом случае выделяем всю серию фотографий, для всех выставляем одинаковый баланс белого, а экспозицию поправляем индивидуально для каждого снимка.

Часто не удается на 100% решить задачу цветокоррекции одновременно по всем участкам изображения, поскольку изменения любого параметра в той или иной степени затрагивают все изображение в целом: улучшение одних участков ведет к ухудшению других. В этом случае Вы можете сохранить два и более варианта изображения, которые можно будет потом объединить по слоям в графическом редакторе, проявляя необходимые участки согласно Вашему замыслу. 

Помните, из RAW-конвертера нужно выжать максимум общей коррекции без потери качества. Существенное изменение многих параметров разрушает как отдельные зоны, так и изображение в целом. Все серьезные изменения лучше выносить в «отдельный слой».

Наиболее распространенный RAW-конвертер Adobe Photoshop Lightroom по сути представляет собой то же самое. В интернете очень много видеоуроков по работе в Lightroom, которые могут оказаться Вам полезны.

 

Графический редактор 

 

Окно Adobe Photoshop

Окно Adobe Photoshop

Adobe Photoshop – очень большая и многофункциональная программа, полное изучение которой не входит в наши планы. Нам понадобится всего 3-5% знаний, необходимых для качественной окончательной обработки наших фотографий, остальные знания Вы освоите самостоятельно.

Многие считают, что обработка изображения в графическом редакторе шаг за шагом приводит к разрушению (потере качества) изображения. При неумелом использовании инструментами графического редактора так все и происходит. Наша задача – освоить безопасные для качества инструменты и приемы, улучшать изображение. Ну, а плохому Вас и так научат.

Лечащая кисть (Healing Brush) – это основной инструмент ретуши. Ретушью, как правило, называют удаление мелких ненужных деталей изображения: прыщи, царапины, пылинки, которые нам ни к чему. К сожалению, практически все, с чем мы сталкиваемся, надо приводить к идеалу.

Работает кисть довольно просто, продемонстрируем это на примере ретуши кожи лица:

Выставляем размер кисти примерно размером с устраняемый дефект. Где-то рядом с дефектом находим участок здоровой кожи, с необходимой текстурой и примерно необходимой яркости. С нажатой клавишей [Alt] захватываем текстуру здоровой кожи, а затем закрашиваем наш дефект. Результатом коррекции является заплатка, текстура которой берется из того места, где мы ее «захватили», а цвета заплатки создаются смешиванием окружающих заплатку цветов. Кисть не всегда корректно работает на очень резких или шумных изображениях, если за 2-3 раза Вам не удалось полностью устранить дефект – лучше отменить неудачные действия и попробовать все заново или воспользоваться инструментом «Штамп»

Штамп (Stamp) – один из самых старых и неудобных инструментов, но в 5-10% случаев именно он справится там, где «Лечащая кисть» бессильна, как правило, на резких границах темного и светлого. Штамп с нажатой клавишей [Alt] захватывает изображение в одном месте, а при закрашивании просто копирует его в новое место. Таким образом, фрагмент здоровой кожи, который мы переносим на дефект, должен полностью совпадать по цвету с закрашиваемой областью.

Эти два инструмента используются для устранения таких недостатков, которые наверняка не вписываются, к примеру, в текстуру здоровой кожи. Если их использовать с перебором – скорее всего Вы пропустите тот момент, когда натуральная кожа потеряет свой естественный вид.

Из инструментов локальной коррекции иногда бывает полезной «Губка», с помощью которой можно слегка обесцветить белки глаз, зубы или фон. Остальные инструменты используем крайне осторожно.

Каждое действие, требующее многократного воздействия тем или иным инструментом локальной коррекции, необходимо делать на копии слоя нашего изображения. Объединять слои можно, убедившись, что Вы ничего не напутали.

Ну и, конечно же, самым главным инструментом, которым приходится пользоваться почти всегда, является обычная «Кисть», но, не подкрашивая разными красками наше изображение, а для выборочного проявления слоев с помощью маски.

 

Использование корректирующих слоев. Dodge and Burn

Итак, мы исправили мелочи, но оставили недостатки большей площади – светлые и темные пятна на коже. В этом примере мы и рассмотрим принцип выборочной коррекции изображения с помощью маски. Наша задача: осветлить темные пятна и затемнить светлые. Вариантов решения это задачи на самом деле много, мы рассмотрим вариант создания корректирующих слоев.

На правой панели находим вкладку «Слои» или открываем ее нажатием клавиши [F7]. В самом низу вкладки Вы найдете кнопочку «Создать новый корректирующий слой…», нажимаем ее и в выпадающем меню выбираем «Уровни». Над нашим слоем появился корректирующий слой с маской и (скорее всего) автоматически открылась вкладка «Коррекция», на которой мы, передвигая центральный ползунок под гистограммой, можем немного осветлить или затемнить наше изображение. Таких корректирующих слоя нам понадобится два. Первый сделает все изображение более светлым, а второй – более темным. Слои добавляем по одному: добавили корректирующий слой, сделали светлее, перешли в маску (кликнув на вкладке слоев на белом прямоугольнике справа от миниатюры гистограммы), инвертировали белый цвет маски в черный сочетанием клавиш [Ctrl + i] (при этом наши изменения цвета перестанут быть заметны), переименовали слой в «Осветление» и те же действия повторяем для затемнения. В результате у нас изображение визуально не изменилось, но добавилось два невидимых слоя: «осветление» и «затемнение». 

Чтобы осветлить темное пятно на нашем изображении, необходимо над ним частично «проявить» слой «осветление», с чего мы и начнем. Кликаем на маске этого слоя, берем мягкую кисть с непрозрачностью 15-20%, выбираем белый цвет и начинаем постепенно проявлять осветляющий слой над темным пятном до необходимого результата. Перестарались – смените цвет кисти на черный нажатием клавиши [x] и сделайте вновь более прозрачными Ваши изменения. При этом все изменения обратимы – мы просто рисуем кистью в слое маски, создавая видимые (белые) и невидимые (черные) мазки кистью. Если пятна, сколько не рисуй, недостаточно осветляются, то можно поправить значение уровней корректирующего слоя – сделать слой еще светлее. 

Те же действия проводим для затемнения светлых пятен, путем выборочного проявления слоя «Затемнение».

Этот способ используется как для устранения недостатков, так и для более глубокой прорисовки теней и осветления бликов и носит название «Dodge and Burn». 

С помощь корректирующих слоев можно вносить множество полезных изменений в изображение: делать более насыщенным цвет глаз, осветлять зубы, приглушать покраснения кожи, усиливать четкость в отдельных фрагментах изображения, выравнивать освещенность объекта и т.д. Создаем с помощью уровней, контраста или цветового баланса корректирующий слой, сосредоточившись только на редактируемом фрагменте, с тем, чтобы только его частично проявить.

В некоторых случаях по такому же принципу используют слои, полученные в RAW-конвертере с разными уровнями яркости, контраста, насыщенности цветов. При этом к каждому слою добавляется маска и каждый слой проявляется в том месте, где это необходимо. Способ более трудоемкий, но оправдан минимальными потерями качества.

 

Пластика

В меню «Фильтры» Вы найдете этот замечательный инструмент. Он позволяет изменять форму объектов, при грамотном использовании с минимальной потерей качества. Талию можно сделать чуть тоньше, грудь – крупнее, ножки – стройнее, прическу – пышнее и т.д. Суть его в том, что с помощью специальной кисти можно плавно сдвигать фрагменты нашего изображения, незначительно изменяя пропорции отдельных фрагментов.

 

Резкость

Этот фильтр используется на заключительной стадии обработки изображения. Мало того, его необходимо использовать, зная точный размер изображения, которое нам предстоит получить в итоге. Часто недостаточно просто уменьшить изображение до заданного размера и использовать фильтр «Резкость». Да, при этом изображение в итоге получается резким, но не настолько сказочно резким, как это можно сделать. Способов создания «звонкой» резкости описано много, я расскажу о способе, которым пользуюсь сам.

Предположим, нам необходимо сделать резким изображение, ширина которого будет равна 1000 пикселей. Первым делом уменьшаем размер изображения до двойного размера – делаем ширину ровно 2000 пикселей. Используем фильтр «Контурная резкость (Unsharp Mask)» на малом радиусе (обычно 0.7 пикселя), эффект 100 – 180%. Смотрим на изображение в масштабе 1:1, резкость должна быть с серьезным перебором, но без фанатизма. Далее: Редактирование, Ослабить… Эта операция позволяет нам на некоторое количество процентов вернуться к прежнему изображению. Ослабляем воздействие резкости до 70%. Уменьшаем изображение ровно в 2 раза, повторяем фильтр резкость, возможно на меньшем значении эффекта, но тоже с перебором. Ослабляем воздействие резкости до 50%. Больше ничего не трогаем, только сохраняем изображение как…

Да, чуть не забыл предупредить, храните полноразмерные обработанные изображения без добавления резкости, сложно предположить какой размер Вам в будущем понадобится.

 

Сохранение изображения

Хранить самые красивые изображения, на обработку которых потрачены многие часы, лучше в формате TIF с компрессией LZW – это без потери качества. И желательно с исходными RAW-файлами.

Снимки, которые жалко выбросить, можно хранить в формате JPG с компрессией 10-12.

Снимки, готовые к публикации в интернете, так же обычно делают в формате JPG с выбором компрессии в диапазоне 8 – 11 в зависимости от того, существуют ли ограничения на размер файлов для публикации или нет.