Освещение

У каждого из нас есть понимание света и тени, но задумывались ли Вы, из чего они складываются?

 

Из чего состоит свет? 

Свет – это электромагнитное излучение (или поток фотонов), испускаемое нагретым или находящимся в возбужденном состоянии веществом. 

Источниками света обычно являются солнце, вспышка или лампа – это место, где рождается свет, проходит путь до объекта съемки, отражается от объекта съемки и попадает в объектив фотокамеры.

В зависимости от источника, свет имеет индивидуальный спектральный состав – содержание частиц (фотонов) с разной длинной волны (проще говоря – разного цвета), из которых состоит свет. 

Спектр солнечного света

Спектр солнечного света

Например, солнечный свет состоит из всех цветов радуги. Складываясь в один поток, эти цвета образуют белый свет. В солнечном свете днем немного преобладают желтые цвета, а вечером и утром – красные (когда солнце низко над горизонтом, свет преодолевает большее расстояние в атмосфере земли и синяя составляющая больше рассеивается). Белый цвет на нашем мониторе складывается из свечения маленьких точек трех цветов: красного, зеленого и синего.

Макро фото монитора: черный текст на белом фоне

Макро фото монитора: черный текст на белом фоне

Свет делится на естественный (рожденный Солнцем) и искусственный (созданный усилиями человека). Еще свет делят на постоянный (светит постоянно) и импульсный (свет вспышки)

 

Взаимодействие света с объектом 

Что происходит с объектом, когда на него падает свет? Точнее, что происходит со светом? Одна часть света поглощается объектом, а другая, полезная нам часть света, отражается или рассеивается. Вот с этого момента подробно и на примерах! 

Поглощение света

Поглощение света

Поглощение. Все черное поглощает весь свет практически полностью, серое – частично, белое – почти не поглощает свет. Цветные объекты поглощают свет частично, например, красные объекты поглощают почти весь спектр света, кроме красного, синие поглощают почти весь свет, за исключением синей составляющей и т.д. Все, что не поглощается, то рассеивается или отражается. Естественно, поглощенный объектом свет камера никак не регистрирует, эта часть света просто теряется.

Отражение света объектами – это когда луч света на поверхности объекта меняет свое направление по закону: угол падения света равен углу отражения. Это явление можно наблюдать на глянцевых (блестящих) поверхностях. Чтобы фотокамера зарегистрировала отраженный от объекта свет, необходимо расположить объект съемки, источник света и камеру в соответствии с законом отражения. Такой объект можно рассматривать, как вторичный источник направленного света.

Отражение и рассеивание света

Отражение и рассеивание света

Рассеивание света объектами – наиболее частый случай: направленный свет падает на объект и отражается в разные стороны (в том числе и в сторону фотокамеры) – рассеивается. Поверхность таких объектов выглядит матовой (не блестит). Это основной свет, который попадает в объектив фотокамеры и формирует наше изображение. Освещенный матовый объект так же можно рассматривать как вторичный источник рассеянного света.

 

Направленный и рассеянный свет 

Фото в солнечную погодуФото в пасмурную погоду

Фото в солнечную и пасмурную погоду

Ярким примером направленного света является солнечный свет. Лучи света относительно параллельны друг другу, в связи с чем, позади освещенного солнцем объекта можно наблюдать четко выраженную тень – неосвещенная солнцем область. 

Примером рассеянного света является пасмурное небо: солнце освещает облака, а облака, являясь вторичным источником света, рассеивают свет в разные стороны, в том числе освещая наш объект съемки. В облачную погоду тени почти не заметны, поскольку свет падает на объект почти со всех сторон. Источник рассеянного света можно рассматривать как множество источников направленного света: каждый фрагмент неба является источником направленного света, который светит во все стороны.

В большинстве случаев, даже если мы при съемке используем только направленный свет, часть объекта всегда будет освещена рассеянным светом: вторичными источниками рассеянного света будут окружающие объекты: небо, стены, пол, потолок и т.д.

 

Цвет света 

Речь не о цветных фонарях, а об индивидуальных особенностях спектра некоторых источников света, которые используются для освещения объектов фотосъемки. Одни источники света могут сделать весь снимок желтым, другие – синим, если не принять меры.

У света есть такая характеристика, как температура. Температура ниже – свет более желтый, теплый, температура выше – свет более холодный, более синий. Источники света можно выстроить в последовательность, начиная с теплых, и заканчивая холодными температурами: лампы накаливания, лампы дневного света, солнечный свет, облачное небо, свет вспышки и свет безоблачного неба (при съемке в тени).

Есть еще и оттенок света, но это уже индивидуальные особенности отдельных источников света или вклад окружающих цветных предметов, тут все зависит от ситуации.

Температура и оттенок - с одной стороны при фотосъемке за ними следить особенно не нужно, при корректировке RAW-файла все это можно поправить без потери качества. С другой стороны, довольно часто возникают ситуации, когда один или несколько объектов освещены разными по температуре источниками света, например:

1. Мы снимаем портрет в солнечную погоду летом на зеленой поляне. Лицо модели в основном освещено солнечным светом (теплый свет), а тени на лице подсвечиваются по бокам синим небом, а снизу – зеленой травой. Поэтому тени получаются «холодными». Если бы мы снимали то же самое в пустыне на желтом песке – подсветка теней снизу была бы «теплой». В жизни мы этого почти не замечаем, наше воображение мгновенно корректирует разные цвета освещения. Но если мы захотим сделать фотомонтаж: перенести изображение человека, сделанное в студии, на зеленую поляну, то, чтобы такая работа не смотрелась фальшиво, придется вручную перерисовать тени на более «холодные».

2. Мы снимаем сугробы снега в солнечную погоду. Снег, освещенный солнцем, будет слегка желтым, а снег, лежащий в тени – синим, поскольку его освещает только синее небо. Когда мы смотрим на снег – нам это не бросается в глаза, но на фотографии обычно это заметно с большим перебором – камера лишена воображения. В этом случае цвета корректируют при обработке.

3. Помещение освещено теплым светом ламп накаливания, за окном светло и пасмурно. Вы снимаете интерьер. Догадайтесь, каким цветом получится на фотографии окно? Конечно же, синим!

 

Освещение и контраст 

Контрастное фото

Контрастное фото

Контраст – это широкое понятие, которое используют, как характеристику отдельных участков освещенной сцены, так и сцены в целом. Это явное визуальное отделение одних деталей сцены от других, достижимое с помощью грамотного освещения и цвета самих объектов (но о цветовом контрасте поговорим позже). 

В первую очередь нас интересует световой контраст, поскольку речь идет об освещении. По-разному освещая объект и фон, мы создаем на нем более светлые и более темные участки, тем самым подчеркиваем силуэт, объем, рельеф и другие характеристики объекта. Всё это необходимо бережно перенести на фотографию. В общем случае, чем больше разница по яркости (или освещенности) между самой светлой и самой темной точкой нашего изображения (или сцены), тем выше контраст. Контраст важен как для фотографии в целом, так и на отдельных значимых фрагментах изображения. 

Когда мы рассматриваем фотографию, наш взгляд «цепляется» за отдельные фрагменты изображения с высоким контрастом, останавливается, мы анализируем, насколько этот фрагмент значим, красив, интересен, далее наш взгляд скользит вдоль линий, где проходит граница темного и светлого, переходит к рассматриванию следующего контрастного фрагмента и т.д. Таким образом, высокий контраст, как правило, является спутником хорошего фото.

Создание контрастного освещения – одна из основных задач фотографа. В каждом случае она решается по-своему.

Контрастное фото в направленном свете

Контрастное фото в направленном свете

Направленный источник света создает наибольший контраст на границе освещенных и теневых участков изображения. Однако не всегда удается расположить объект съемки и источник направленного света так, чтобы все значимые детали объекта съемки были грамотно освещены и имели бы выразительный светотеневой рисунок. Полностью неосвещенные детали при направленном освещении уходят в тень и перестают быть значимыми и заметными. Чтобы сделать их значимыми, необходимо подсветить другим источником света (или отражателем).

Контрастное фото в рассеянном свете

Контрастное фото в рассеянном свете

Источник рассеянного света создает гораздо более мягкий контраст, на изображении отсутствуют резкие тени, однако в некоторых случаях именно мягкий светотеневой рисунок оказывается более красивым.

Очень часто объект съемки окружен множеством вторичных «паразитных» источников рассеянного света, которые снижают контраст изображения, и устранить их влияние технически не просто.

 

Открыт весенний набор в группы от 2 до 4 человек на комплексный курс обучения фотографии 

Подробности курса в "Товарах" группы ВК или по телефону: 89068628459