Выбор фотографа. Как выбрать хорошего фотографа?

С этим вопросом я заглянул в интернет, нашел десяток очень похожих по сути статей, которые полезны максимум процентов на тридцать. 

Хотите сделать осознанный выбор фотографа? Я постараюсь максимально раскрыть эту тему, и в двух словах это сделать не получится. В первую очередь эта статья для тех, кто не может определить уровень фотографа по двум-трем его фотографиям. Отличить хорошее фото от плохого все мы можем, но как выбрать лучшего из лучших, если у многих фотографов, казалось бы, все фотографии неплохие?

 

Где искать хорошего фотографа?

Вы спросили у Яндекса или в социальных сетях, и перед Вами список из сотни «хороших» фотографов. Именно в этот момент многие делают выбор наугад, поскольку разобраться в фотографах не так-то просто. Но задумайтесь, у кого больше шансов оказаться на первых позициях в поиске: у опытного фотографа или у ловкого продавца фотоуслуг? Казалось бы, спроси, кто действительно самый лучший фотограф и Яндекс Вам не соврет, но ситуация намного сложнее. 

Что нужно учесть, чтобы отличить маркетинг от реальной популярности? Если Ваш выбор основан на популярности фотографа, а это вполне разумный выбор, если Вы затрудняетесь оценить качество фотографий, то открою Вам секрет: популярность в интернете покупается, и это надо иметь ввиду.  

  1. Реклама на поиске. Забейте фразу «Фотограф на свадьбу» или что-то подобное на Яндексе на первых трех позициях Вы увидите рекламу – в этом списке совсем не обязательно будут популярные фотографы.
  2. На первых двух-трех страницах поисковика Вы наверняка найдете того, кто Вам нужен, но этот список будет на 80% состоять из «прокачанных» сайтов, которые фактически популярны только для поисковых роботов. Эти сайты можно узнать по слишком часто встречающимся ключевым словам: «фотограф», «фотосессия», «свадебный фотограф» и т.д. – тексты написаны для Яндекса, а не для людей. Ваша задача найти действительно авторитетный сайт, который существует и обновляется новыми работами фотографа минимум 3-4 года с живой аудиторией посетителей. Именно такие сайты поисковые системы стремятся показывать на первых позициях, но это не всегда им удается, поскольку современные методы продвижения сайтов часто вытесняют действительно хорошие сайты из поиска. В итоге продвижением начинают заниматься и те, и другие.
  3. С поиском популярного фотографа в социальных сетях еще сложнее: количество «друзей», «подписчиков», «лайков» имеет значение, но также легко покупается. Сложнее всего купить естественные положительные отзывы и комментарии к фотографиям – вот на это важно обратить внимание. Я знаю фотографов, которые уделяют отзывам излишне много внимания, в то время как сам считаю отзывы делом добровольным. Суть в том, что соотношение друзей, лайков и комментариев должно быть гармоничным.
  4. Фотосайты дают максимально правдивую информацию о фотографе, по крайней мере на сегодняшний день, поскольку оценка уровня работ фотографа происходит в сравнении с профессионалами международного уровня. Однако на фотосайтах в большей степени имеет значение особый стиль обработки, часто однообразное портфолио, что может поначалу вызвать неоднозначное отношение к фотографу.
  5. Рекомендации знакомых – пожалуй неплохой совет. Спросите кто снимал их свадьбу или проводил фотосессию в студии, насколько они были довольны результатом? Мнение Ваших знакомых относительно работы фотографа вряд ли стоит принимать за эталон понимания художественной фотографии, но это один из самых значимых моментов.
  6. Рейтинги фотографов, так же, как и сайты свадебных фотографов, всегда очень сомнительны. Рейтинг – это всего лишь интернет страница, которую легко можно сделать на заказ. Сайты свадебных фотографов создаются свадебными фотографами – это их собственность, их правила, их рейтинги – объективного в этом мало.
  7. Конкурсы – вот тут действительно можно покопаться среди сильнейших фотографов. Как правило в конкурсах участвуют творческие фотографы, которые чувствуют в себе силы и способны решать любые задачи.
  8. Сайты отзывов – раньше это был показатель, но сейчас плохие отзывы научились оставлять конкуренты, так что критерием могут служить только разнообразные положительные отзывы.

Я надеюсь, что все эти пункты помогли составить Вам список кандидатов, даже не глядя на их фотографии! Основным критерием первичного отбора была популярность фотографа

На самом деле хороший фотограф не обязан быть популярным. Фотограф должен на высшем уровне выполнять свою работу. Вместо того, чтобы совершенствоваться в своей сфере, все больше сил и средств у фотографа уходит на продвижение, чтобы фотографа хотя бы заметили среди молодых конкурентов.

 

Опыт фотографа

Я на собственном опыте убедился, что это очень важный критерий, который с каждым годом ведет к улучшению качества и количества результативных фотографий. 

Я работаю фотографом девятый год. Снимки, сделанные в первые 2-3 года моей карьеры, которыми я до сих пор горжусь, можно пересчитать по пальцам. У всех фотографов так, исключений почти нет. Вывод тут напрашивается один: каким бы генетически талантливым не был фотограф, полное понимание того, что он делает приходит не сразу. Учиться приходится всем на собственных ошибках, а результаты наших ошибок оплачиваются нашими клиентами.

Не буду оригинален, если скажу, что большинство тех, кто купил себе зеркальную камеру, уже через месяц в социальных сетях обретает статус «фотограф» и пытается на этом заработать, через пол года это уже «профессиональный фотограф». Я не хочу их ругать, сам когда-то начинал, и если Ваша съемка не является ответственной, как например свадьба, почему бы и не попробовать за разумную цену, соразмерную опыту новичка? Как ни странно, именно девушки-фотографы в первые месяцы достигают высокой популярности за счет яркого эмоционального подхода к съемке: постоянный поток комплиментов, позитива, фотографу все нравится, клиенты довольны процессом работы. В итоге положительным результат такой съемки клиентам запомнится не по уровню фотографий, а по отношению фотографа к съемке, по воспоминаниям процесса фотосессии. Результат будет казаться отличным только при условии, что это первая фотосессия в жизни клиента и сравнить не с чем. 

Несмотря на доступность и простоту современной фототехники, процесс фотосъемки, как и в прежние «пленочные» времена, не стал проще, он не сводится только к нажатию кнопки. А современные методы обработки фотографий придуманы не для исправления ошибок съемки, как считают большинство новичков.

Возьмите опыт фотографа за главный критерий выбора, посмотрите в социальных сетях даты публикаций его первых работ.

 

Свадебные фотографы. Мифы и реальность

Свадьбы снимать выгодно, поэтому в интернете, что ни фотограф, то свадебный! Я разъясню два основных момента: как Вас могут обмануть и необходима ли такая узкая специализация у фотографа, чтобы снимать свадьбы?

Сомнительное портфолио

Я увидел объявление одного местного фотографа о том, что он обучает свадебной съемке, хотя еще полгода назад у него не было ни одной достойной фотографии, явно начинающий фотограф. Я зашел к нему на страницу и обнаружил там не менее сотни невероятно красивых свадебных фотографий! Как такое возможно? 

С этим вопросом я обратился к знакомым фотографам и выяснил, что фотографии действительно сделал он сам, но все они сделаны на недавних свадебных воркшопах. Свадебный воркшоп – это когда приезжает известный фотохудожник, в дорогие свадебные наряды одевают красивых и умелых фотомоделей, изображающих молодоженов, мастер руководит постановкой поз, говорит откуда что и как снимать, а начинающие фотографы просто фотографируют. Это на сегодняшний день самый эффективный способ пополнения свадебного портфолио. За фотографа все сделают, но формально он является автором фотографий. Единственный недостаток – похожие фото появляются сразу у десятка «свадебных фотографов». А поскольку у новичков уровень портфолио растет, опытные фотографы со стажем так же начинают участвовать в воркшопах, чтобы не терять свой рейтинг. 

Вывод: если на странице свадебного фотографа дорогие и роскошные свадьбы, то попросите у него посмотреть настоящую свадьбу «попроще» от начала до конца.

Свадебная специализация

Какие реальные навыки и знания есть у свадебного фотографа, которых может не оказаться у «обычного» фотографа? 

Пожалуй, это только опыт репортажной съемки. Репортажная фотосъемка – суть ее в том, что фотограф не вмешивается в происходящие события. Нужно оказаться в нужном месте и своевременно сделать снимок. Если у фотографа нет опыта репортажной съемки, то на свадьбе этого навыка ему будет не хватать. У почти всех фотографов со стажем такой опыт есть.

Зайдем с другой стороны, какого опыта не имеет фотограф, который снимает только свадьбы? Чаще всего это опыт студийной съемки, работа с несколькими источниками импульсного света, который сначала приобретается годами, и только потом приходит понимание, как именно на улице «устроено» освещение и почему надо поставить молодоженов именно сюда, а не на шаг вправо или влево, куда сделать поворот лица и т.д. Свадебный фотограф при хорошей загрузке за год снимает около 20 свадеб, в то время как у универсала съемок гораздо больше, например, у меня в этом году их около 250. Вот Вам и опыт.

Вывод: разносторонне развитый фотограф свадьбу снимет не хуже того, который снимает только свадьбы. Ищите фотографов-универсалов, имеющих опыт свадебных съемок. Умение делать красивые фотографии – это умение обращаться со светом в любых условиях.